вторник, 22 июля 2014 г.

Жак Картье: С днём открытия, Канада!


Мои очень хорошие и довольно близкие знакомые, увы, неожиданно собрались перебраться на ПМЖ в далёкую, благословенную и такую «украинскую» Канаду. Страна сонма голубых озёр давно и самоуверенно претендует на восприятие её как самого светлого берега, наиболее подходящего для переселения славянского характера.

Неспешный северный уклад жизни, очень обширные (по площади являются вторыми в мире) просторы снежных равнин и черно-белые стволы берёз синтезируются человеческим восприятием в знакомые ландшафты, некогда необъятной родины. Будь то огромная Российская империя, бескрайний Советский Союз, родная Украина или просто некая территория славянских народов...

Канадские берёзы
Сам процесс принятия подобного решения хорошо знакомыми мне людьми, их душевное перетекание в уже вызванный сознанием мир, сподвигло меня освежить наши всеобщие воспоминания об уроках школьной географии. Первое же, что всплыло в результате познавательного движения — дата 24 июля 1534 года.

Жак Картье
В этот славный день 43-летний Жак Картье (1491–1557) — капитан и предводитель морской поисковой экспедиции открыл Канаду. Сей юридический акт был ознаменован установлением на возвышении огромного деревянного креста. А кроме того, громким устным и письменным провозглашением вновь открытых земель собственностью Французской Короны.

Итак, сейчас совсем несложно подсчитать, что с того судьбоносного дня минуло, ни много ни мало — 480 полновесных долгих лет. Весьма серьёзный юбилей, добавляющий мотивации желанию слегка заглянуть в древнюю «кухню» происходивших событий первой половины XVI столетия.


Говоря об открытии Канады капитаном Жаком Картье, я имею в виду, конечно же, всего лишь протокольно-юридическое открытие суши с предшествующим ему описанием новых земель и присвоением французских топонимов. Что касается фактического «ступания» сапога на землю североамериканского материка, то здесь нужно вспомнить, если не о древних викингах, то хотя бы об английской экспедиции конца XV века.

В 1497 году пронырливый купец-генуэзец Джованни Кабо́то (1450–1499) пребывал в услужении мощной Британской Короны — Генриха VII. С монаршего повеления предприняв попытку открыть неизведанный торговый путь к «пряной» Азии, он натыкается на атлантическое побережье верхней оконечности Северной Америки.

Джон Кабот
Спустя всего год морская экспедиция повторяется в силу осознанной необходимости исследования всего нового материка для последующего присоединения и освоения открытых земель. И хотя уровень профессионализма «географа» Джона Ка́бота оставляет желать лучшего, его миссия позволяет английскому двору прибрать к рукам немало восточных территорий от Баффиновой Земли... до полуострова с современным аббревиатурным названием — Делмарва.

Тем временем менее продвинутая в мореходном смысле Франция пытается не отстать от «шастающих» по морям испано-португальских кораблей и не опоздать к «делёжке пирога». Припозднившись всего лишь на каких-то три десятилетия (!), — в 1524 году Франциск–I в конце концов снаряжает на запад корабельно-морскую экспедицию опять-таки служивого итальянца, 39-летнего бесстрашного штурмана из флорентийских моряков — Джованни Веррацзано (1485–1528).

Джованни Веррацзано
Добравшись к материку Северной Америки, посланец с горем пополам дефилирует вдоль холодного и рванного восточного побережья — от мыса «Страха» к норду, до острова Ньюфаундленд, совершая массу картографических ошибок в ходе весьма небрежного и дилетантского исследования.

Понадобилось не одно десятилетие, дабы привести карты того времени к хотя бы удовлетворительному графическому соответствию действительности. И вот, наконец, десятилетие спустя — Жак Картье, некогда удачливый корсар, официально «столбит» территорию. 
Он «ползает на коленях» вдоль побережья, делая зарисовки и описания. Пытается выяснять историю топонимов и даёт им французские имена.

Индейская "канада"
Собственно, слово «канада» означает поселение — «деревню» в лексиконе индейского племени Ирокезов. Широкую сеть деревенских поселений исследователь определяет как «Район канад». Со временем данное название населённого района распространяется на всё большие территории и, в конце концов, даёт наименование всей стране — Канада.

Ещё дважды — в следующем, 1835 году и шесть лет спустя, в мае 1841-го, с соизволения короля капитан Картье организовывает экспедиции к близкой и уже своей Канаде. Близкой, потому что дорожка, благодаря господу, уже протоптана.

Экспедиционное судно
Материки были разделены всего лишь 20–50-дневным переходом, а своей она должна стать вследствие неизбежного заселения её необъятных просторов уныло сошедшей на берег полусотней освобождённых для этой цели каторжников — верноподданных Французской Короны.

Разрастается также и корабельная флотилия. Если в первом переходе участвовало всего два парусника, то вторая и третья экспедиции уже насчитывали, соответственно, три и пять кораблей.

Залив Святого Лаврентия
В качестве географа, Картье исследует залив Святого Лаврентия и впадающую в него крупную одноимённую реку. В трудных поисках какого-либо пролива, целеустремлённо пытается подняться вверх — против течения, но пороги преграждают путь.

Всё же пройдя по реке на парусно-вёсельных шлюпках более 200 миль, волею своей фантазии нарекает самый крупный из нескольких гористых холмов — «Монт-Ройяль» (Королевской горой). Сегодня эта гора находится в центре современного четырёхмиллионного Большого (город + агломерация) Монреаля, позволяя любоваться его панорамой со своей смотровой площадки.

Монреаль

Торонто
Однако красавец Монреаль нынче только второй по площади застройки мегаполис страны, уступающий пальму первенства самому крупному и наиболее высотному городу, почти трёхмиллионному Торонто

В общей сумме со своей агломерацией «Место встреч» (а именно таков смысл слова «торонто» на известном языке местных индейцев) затянет на все шесть миллионов счастливых канадцев.

Тем не менее, оставляя ему ёмкий статус экономической столицы страны, Монреаль общепризнанно сохраняет за собой репутацию столицы — культурной. Две трети его жителей общаются на французском, в то время как одна пятая часть отдаёт предпочтение английскому.

Ванкувер
Но добрая половина всех горожан, кажется, вполне комфортно ощущают себя интернационалистами, владея двумя великими языками на равных. 

Если же говорить в целом о Канаде, то англофоны всё-таки преобладают. Их около 60%, хотя в государственном аспекте статус языков вполне паритетен.

Кстати говоря, украинцы составляют четыре процента населения страны. А, так как это совсем немало, то ещё пару поколений назад были даже предприняты попытки возведения статуса украинского языка в ранг третьего из государственных.

Оттава — столица Канады
Что касается Оттавы — формальной столицы огромной (около 10 млн км2), но, увы, полупустой страны (менее 38 млн человек), то по своей населённости она не тянет даже на третье место в ранжире городов. А располагается столица следом за сохраняющим эту третью позицию западнобережным Ванкувером.

Именно там, на «вестовом» побережье и расселялись выходцы из западной Украины. Представители первой эмигрантской волны с востока в 1892-м и второй волны 1918 года. В наши дни иммиграция новых украинцев в благословенную Канаду получила «третье» дыхание.

И не потому, что так уж хорошо там, но потому что совсем уж невыносимо здесь... Да и немудрено, с таким низким уровнем жизни в постсоветской республике… Родина не должна столь долго и безоглядно испытывать своих детей на обилие патриотизма. Иначе люди, рвущие последние связи с самым дорогим, и обречённые на неизбежное заболевание докучливой ностальгией, пересекая канадскую границу, не перестанут всего лишь суетно и смущённо улыбаться...

Они будут точно так же, как известные мореходы постоянно отправляться в неизведанное, отличаясь от последних лишь отсутствием права на обратный путь.

И коль уж сегодня суждено им заново возродиться на далёких и холодных берегах, скажем в симптоматичный для них день: С днём открытия… наша Канада