Вторник, 28 октября
С утра пошли с одним из моих матросов в «Дорстрой». Пребываем в надежде найти временную подработку. Прождали напрасно у ворот от половины восьмого до начала девятого утра. Вполне очевидно, что нам просто предстоит пройти тест на выживание...
Оказалось, что сегодня у греков какое-то торжество. Всё закрыто, даже хлеба негде купить! Позже выяснилось: это был день «Охи» — 28 октября 1940 года — Греция вступила во Вторую мировую войну...
Дата вступления в войну |
Вернулись на борт. Второй половины экипажа на яхте нет — парни ушли договариваться по поводу работы на сборе урожая оливок. Хотя бы им повезло. Погода стоит великолепная — тишина и солнце. В яхтенной рубке пока t°+20°. К середине дня, видимо, поднимется выше.
Часы мои приказали долго жить... сейчас должно быть около десяти утра. Слава богу, пока нас никто не беспокоит. Надолго ли? В три часа дня в городе происходило какое-то шествие. Что-то типа нашей первомайской советской демонстрации. Греки, вообще, очень эмоциональны.
28 октября 1940 г. |
Большое движение, правда, мы всё ещё не знаем по какому поводу. Обошёл все магазины в поисках, какого-нбудь хлеба, но всё-таки нашёл. Пообедали. Ханья (не только мне) очень нравится. Город красивейший и уютный, однако, для любования — совсем не то настроение.
Кому-то — праздник, а нам тревожные будни. К тому же рискуем, удаляясь от гавани. Естественно, что мы все уже давно находимся в жёстком состоянии среднего перманентного стресса… Вечером, когда стемнело, вернулась часть нашего экипажа.
Сдвиги пока небольшие — нужно ждать начала уборочной страды минимум пять дней. Эта работа наметилась у владельца «хорафи» (плантации), в силу нашей давней предварительной договорённости. В другом же месте — ждать и того дольше, как минимум — до 15 ноября. Да… будем пытаться одолеть этот тест на выживание.
Среда, 29 октября
Кафедральный собор |
Подъём в шесть утра. Отправились по вчерашнему маршруту. Шефа «Дорстроя» не застали… Снова неудача! Зато тут же попали в «лоно» церкви. Познакомились случайно с настоятелем — отцом Василиосом. Как истинный христианин, пригласил в храм, угостил кофе по-гречески и накормил пирогами. Даже обещал помочь с работой.
На обратном пути, в лодочно-канатной лавке случайно разговорились с успешно работающим там, молодым армянином.
Попросили его время от времени помогать нам в качестве переводчика, на что он охотно согласился. Постепенно обрастаем нужными знакомствами, что радует. Погода стоит великолепная солнце, небольшая облачность, t°+24°, ветра нет. Увы, пока сидим без дела.
Тест на выживание продолжается. Вероятно сходим за «подножим кормом», да будем изучать язык. Это необходимо!.. После полудня откатал из-под пайолов десять вёдер воды (60 литров). Со дня последней откатки прошло двое суток. Вода прибывает на стоянке, когда лодка находится на ровном киле.
Киль будущей лодки |
Из этого следует, что корпус течёт именно по килю... после того, как мы сели на мель возле острова Макронисос. Полагаю, течь образовалась в районе болтового крепления к килевому брусу, металлического фальшкиля.
Боюсь, что вода проникает через шпилевые отверстия дубового киля. Ситуация весьма неутешительна, так как в шторм можно, вообще, потерять балластный фальшкиль... А это — смерть... Вижу, что чем дальше, тем сильнее проявляется течь.
Видимо деревянный набор и балласт просто расшатывает водной зыбью. Исходя из этого, легко сделать приблизительные арифметические прикидки. Водоизмещение яхты — 1800 кг. В сутки она принимает 30 кг воды, — через 60 суток корпус будет полон воды, и лодка попросту затонет… Если же учесть, что внутри находятся аккумуляторы и другие водобоязненные вещи, то они пострадают значительно раньше, — недели через две.
Из вышесказанного, вынужден сделать вывод: в таком состоянии яхту нельзя оставлять без присмотра, более чем на пять суток. Уровень воды, за этот период поднимется выше флор, — нижней точки расположения батарей.
Либо же, необходимо поднять аккумуляторы до уровня недосягаемости затопления. Это даст нам определённую отсрочку в необходимости откатки воды, но абсолютно не устранит проблему…
Четверг, 30 октября
Ещё с вечера начала портиться погода. Ночью задул ветер, зашумел прибой. Сегодня с утра — хмурое небо. Около десяти часов пошёл дождик. Снова вдвоём были у отца Василиоса. Пообещал помочь чем-то завтра, сегодня же нашёл какое-то занятие моему молодому напарнику, что уже хорошо. Поздним вечером, видимо, будет какая-нибудь дополнительная информация. Температура упала до +18°.
Сегодня ровно месяц, как мы ушли из Одессы, то есть — из Украины. По идее, родственники уже должны были получить моё первое зарубежное письмо. В полдень откатал из-под пайолов четыре ведра воды, причём три из них — с правого борта от киль-бруса. Ветер утих, дождь прекратился.
Около двух часов пополудни, меня срочно потребовали к начальнику порт-полиции, не дав даже переодеться и взять документы. Всё выглядело достаточно бесцеремонно, что можно отнести и к последующему разговору в полиции.
На задаваемые неугомонным полицейским начальником вопросы, типа: «…почему мы здесь стоим?», как могли обрисовали ситуацию с повреждённым килем, и попросили четыре-пять дней на устранение течи. В ответ услышали довольно враждебный тон: «Яхта останется здесь, а вы в наручниках улетите в Украину».
Наши заверения в не меньшем желании распрощаться воспринялись едкими ухмылками. У меня снова отобрали паспорт и судовой билет... В конце концов, жестом однозначного содержания, весьма хамоватый начальник «лиманархио», предложил нам остаток дня провести вне стен его кабинета…
Одним словом, обращались с нами, как с последними бродягами, и всё это в кичливой форме европейского высокомерия. Сейчас для нас ситуация не ясна. Тест на выживание никто не отменял... Что предпримут воинствующие чиновники завтра и далее — неизвестно, впрочем ждать от них интеллигентного обращения врядли придётся.
Кто-то из земляков обронил фразу: "Греция не Европа, а её задворки...", полагаю, не стоит из-за одной уникальной особи ополчаться на всю страну. Однако... поживём — увидим...
Пятница, 31 октября
С утра погода не балует — хмурое водообильное небо. Иногда срывается моросящий дождик. Ветер поутих до среднего, но по-прежнему — «остовый». Из-за стены мола хорошо слышен шум прибоя; чувствуется, — в море весьма неуютно. После семи часов утра снова был в церкви у отца Василиоса. Объяснил ему ситуацию… поговорили, повздыхали.
Вижу — он вряд ли чем-либо может помочь. А я «греЧным делом» надеялся, что между ним и начальником порт-полиции могут оказаться общие связи... Оставив «сподвижника» в «лоне», вернулся к восьми часам на яхту. Присутствие моё на борту, увы, необходимо — неизвестно когда и как проявят себя «человеколюбивые» портовые власти. Нам только остаётся ждать их последующих умодвижений. Сейчас, без документов, мы даже не можем уйти.
Температура в рубке +19°, но из-за концентрации влаги совсем не жарко. Периодически подогреваем себя чаем, благо пока он не стал воспоминанием. По устоявшейся штурманской привычке, допускаю наихудшее развитие ситуации, — вплоть до лёгкого голодания.
К четырём часам тёплого дня ветер ещё более «скис». Поуменьшилось и волнение за молом. Температура в рубке поднялась до +20°. Сегодня нас, видимо, уже оставят в покое до отбоя. Ну, а завтра снова продолжим перманентный тест на выживание...