воскресенье, 12 января 2014 г.

Глава ХVII — Тест на выживание


Вторник, 28 октября 

С утра пошли с одним из моих матросов в «Дорстрой». Пребываем в надежде найти временную подработку. Прождали напрасно у ворот от половины восьмого до начала девятого утра. Вполне очевидно, что нам просто предстоит пройти тест на выживание...

Оказалось, что сегодня у греков какое-то торжество. Всё закрыто, даже хлеба негде купить! Позже выяснилось: это был день «Охи» — 28 октября 1940 года — Греция вступила во Вторую мировую войну...

Дата вступления в войну
Вернулись на борт. Второй половины экипажа на яхте нет — парни ушли договариваться по поводу работы на сборе урожая оливок. Хотя бы им повезло. Погода стоит великолепная — тишина и солнце. В яхтенной рубке пока t°+20°. К середине дня, видимо, поднимется выше.

Часы мои приказали долго жить... сейчас должно быть около десяти утра. Слава богу, пока нас никто не беспокоит. Надолго ли? В три часа дня в городе происходило какое-то шествие. Что-то типа нашей первомайской советской демонстрации. Греки, вообще, очень эмоциональны.

28 октября 1940 г.
Большое движение, правда, мы всё ещё не знаем по какому поводу. Обошёл все магазины в поисках, какого-нбудь хлеба, но всё-таки нашёл. Пообедали. Ханья (не только мне) очень нравится. Город красивейший и уютный, однако, для любования — совсем не то настроение.

Кому-то — праздник, а нам тревожные будни. К тому же рискуем, удаляясь от гавани. Естественно, что мы все уже давно находимся в жёстком состоянии среднего перманентного стресса… Вечером, когда стемнело, вернулась часть нашего экипажа.

Сдвиги пока небольшие — нужно ждать начала уборочной страды минимум пять дней. Эта работа наметилась у владельца «хорафи» (плантации), в силу нашей давней предварительной договорённости. В другом же месте — ждать и того дольше, как минимум — до 15 ноября. Да… будем пытаться одолеть этот тест на выживание.

Среда, 29 октября

Кафедральный собор
Подъём в шесть утра. Отправились по вчерашнему маршруту. Шефа «Дорстроя» не застали… Снова неудача! Зато тут же попали в «лоно» церкви. Познакомились случайно с настоятелем — отцом Василиосом. Как истинный христианин, пригласил в храм, угостил кофе по-гречески и накормил пирогами. Даже обещал помочь с работой.

На обратном пути, в лодочно-канатной лавке случайно разговорились с успешно работающим там, молодым армянином.
Попросили его время от времени помогать нам в качестве переводчика, на что он охотно согласился. Постепенно обрастаем нужными знакомствами, что радует. Погода стоит великолепная  солнце, небольшая облачность, t°+24°, ветра нет. Увы, пока сидим без дела.

Тест на выживание продолжается. Вероятно сходим за «подножим кормом», да будем изучать язык. Это необходимо!.. После полудня откатал из-под пайолов десять вёдер воды (60 литров). Со дня последней откатки прошло двое суток. Вода прибывает на стоянке, когда лодка находится на ровном киле.

Киль будущей лодки
Из этого следует, что корпус течёт именно по килю... после того, как мы сели на мель возле острова Макронисос. Полагаю, течь образовалась в районе болтового крепления к килевому брусу, металлического фальшкиля.

Боюсь, что вода проникает через шпилевые отверстия дубового киля. Ситуация весьма неутешительна, так как в шторм можно, вообще, потерять балластный фальшкиль... А это — смерть... Вижу, что чем дальше, тем сильнее проявляется течь.

Видимо деревянный набор и балласт просто расшатывает водной зыбью. Исходя из этого, легко сделать приблизительные арифметические прикидки. Водоизмещение яхты — 1800 кг. В сутки она принимает 30 кг воды, — через 60 суток корпус будет полон воды, и лодка попросту затонет… Если же учесть, что внутри находятся аккумуляторы и другие водобоязненные вещи, то они пострадают значительно раньше, — недели через две.

Из вышесказанного, вынужден сделать вывод: в таком состоянии яхту нельзя оставлять без присмотра, более чем на пять суток. Уровень воды, за этот период поднимется выше флор, — нижней точки расположения батарей.

Либо же, необходимо поднять аккумуляторы до уровня недосягаемости затопления. Это даст нам определённую отсрочку в необходимости откатки воды, но абсолютно не устранит проблему…

Четверг, 30 октября

Ещё с вечера начала портиться погода. Ночью задул ветер, зашумел прибой. Сегодня с утра — хмурое небо. Около десяти часов пошёл дождик. Снова вдвоём были у отца Василиоса. Пообещал помочь чем-то завтра, сегодня же нашёл какое-то занятие моему молодому напарнику, что уже хорошо. Поздним вечером, видимо, будет какая-нибудь дополнительная информация. Температура упала до +18°.

Сегодня ровно месяц, как мы ушли из Одессы, то есть — из Украины. По идее, родственники уже должны были получить моё первое зарубежное письмо. В полдень откатал из-под пайолов четыре ведра воды, причём три из них — с правого борта от киль-бруса. Ветер утих, дождь прекратился.

Около двух часов пополудни, меня срочно потребовали к начальнику порт-полиции, не дав даже переодеться и взять документы. Всё выглядело достаточно бесцеремонно, что можно отнести и к последующему разговору в полиции.

На задаваемые неугомонным полицейским начальником вопросы, типа: «…почему мы здесь стоим?», как могли обрисовали ситуацию с повреждённым килем, и попросили четыре-пять дней на устранение течи. В ответ услышали довольно враждебный тон: «Яхта останется здесь, а вы в наручниках улетите в Украину».

Наши заверения в не меньшем желании распрощаться воспринялись едкими ухмылками. У меня снова отобрали паспорт и судовой билет... В конце концов, жестом однозначного содержания, весьма хамоватый начальник «лиманархио», предложил нам остаток дня провести вне стен его кабинета…

Одним словом, обращались с нами, как с последними бродягами, и всё это в кичливой форме европейского высокомерия. Сейчас для нас ситуация не ясна. Тест на выживание никто не отменял... Что предпримут воинствующие чиновники завтра и далее — неизвестно, впрочем ждать от них интеллигентного обращения врядли придётся.

Кто-то из земляков обронил фразу: "Греция не Европа, а её задворки...", полагаю, не стоит из-за одной уникальной особи ополчаться на всю страну. Однако... поживём — увидим... 

Пятница, 31 октября

С утра погода не балует — хмурое водообильное небо. Иногда срывается моросящий дождик. Ветер поутих до среднего, но по-прежнему — «остовый». Из-за стены мола хорошо слышен шум прибоя; чувствуется, — в море весьма неуютно. После семи часов утра снова был в церкви у отца Василиоса. Объяснил ему ситуацию… поговорили, повздыхали.

Вижу — он вряд ли чем-либо может помочь. А я «греЧным делом» надеялся, что между ним и начальником порт-полиции могут оказаться общие связи... Оставив «сподвижника» в «лоне», вернулся к восьми часам на яхту. Присутствие моё на борту, увы, необходимо — неизвестно когда и как проявят себя «человеколюбивые» портовые власти. Нам только остаётся ждать их последующих умодвижений. Сейчас, без документов, мы даже не можем уйти.

Температура в рубке +19°, но из-за концентрации влаги совсем не жарко. Периодически подогреваем себя чаем, благо пока он не стал воспоминанием. По устоявшейся штурманской привычке, допускаю наихудшее развитие ситуации, — вплоть до лёгкого голодания.

К четырём часам тёплого дня ветер ещё более «скис». Поуменьшилось и волнение за молом. Температура в рубке поднялась до +20°. Сегодня нас, видимо, уже оставят в покое до отбоя. Ну, а завтра снова продолжим перманентный тест на выживание...