суббота, 28 декабря 2013 г.

Глава ХII — Проходя над погибшим «Британником»


Точка в Эгейском море с координатами: 37°42'N; 24°17'Е — печальное место… С вполне вероятной точностью, под нашим килем на глубине 112 метров лежит корпус затонувшего «Британника». Вряд ли найдётся человек, не знающий печальную историю трагической гибели этого океанского лайнера.

Я вглядываюсь с помощью бинокля в берег острова Кея. Но… уже рассвело, и женской фигуры с фонарём не видно… Да-да! Местные греки грустно повествуют — после того страшного дня, 21.11.1916 года, когда взорвался «Британник», на острове появилось тихое ночное приведение.


Точка трагической гибели океанского лайнера — госпитального судна "Британник"

В самые тёмные ночи призрак женщины с зажжённым фонарём обходит вдоль берега бухту от Кориссы до Гайлискари, выискивая людей, спасшихся с тонущего госпитального судна. Скорее всего, ночное привидение — это сконцентрировшийся сгусток энергии высокого духа милосердия погибших медсестёр. Ведь ничего в этой реальности не исчезает бесследно… Вместе с врачами их было на судне более 100 человек, не считая почти 340 санитаров.

Госпитальное судно "Британник"
Однако невозможно не вспомнить двух из выживших и спасшихся молодых медичек — Шейлу Митчелл (Shayla Mitchell) и ещё одну медсестру — Вайолет Констанс Джессоп (Violet Constance Jessop). Первая сестра и единственный свидетель, дожившая до 1976 года, была приглашена известным морским исследователем — Жаком-Ивом Кусто для глубоководного осмотра найденного «Британника».

В свои 86 преклонных лет, Шейла Митчелл не отказалась опуститься в батискафе на большую, 112-метровую глубину, дабы увидеть корабль своей молодости… К сожалению, на тот волнующий день, вторая медсестра — Вайолет Джессоп, уже пять лет, как была покойной. Она родилась тремя годами раньше Шейлы и не дожила пяти месяцев до своего 84-летия.

Гибель океанского лайнера
Однако именно её судьба считается уникальной. Окончив в 1908 году курсы стюардесс морских круизных линий, довольно симпатичная 21-летняя абитуриентка той же осенью отправляется в стажировочный круиз на 125-метровом парусном пароходе «Ориноко». 

Спустя всего пару лет Джессоп находит вакансию в White Star line, и её поглощает своим огромным чревом один из трёх братьев-близнецов — 270-метровый океанский лайнер «Олимпик».

Вайолет Джессоп
С поздней осени 1911 года начинаются злоключения — молодая стюардесса переживает самую первую в своей профессиональной практике небольшую корабельную аварию. Почти на полном ходу движения, в опасно непредвиденном параллельном сближении с проворным военным крейсером, «Олимпик» получает надводную пробоину величиной полтора десятка метров и два повреждённых отсека в ютовой части корпуса.

Но для Вайолет всё заканчивается хорошо, и уже спустя полгода она поднимается в апартаменты своего нового места служебного обитания под помпезно звучным именем… «Титаник». Через четверо суток смертоносной гонки по Атлантике — во втором часу ночи с 14-го на 15 апреля 1912 года, усталая стюардесса Джессоп была вынуждена сменить непотопляемое просторное «чудо XX века» на спасательную шлюпку, забитую шокированными пассажирами.

Страшная гибель "Титаника"
К её счастью, после этой трагедии, здоровая психика крепкой 25-летней девушки не пострадала. Правда она не знала, что впереди грядёт Первая мировая, и череда опасных морских злоключений скоро будет «счастливо» продолжена.

По истечении ещё четырёх рабочих лет, медсестра Вайолет Констанс Джессоп была призвана исполнить свой гражданский долг на борту плавучего и огромного военного госпиталя под доблестным названием «Британник», увы, живо напомнившего ей минулые бедственные дни.

Джессоп на войне
В происходящей трагедии, медсестре, будто супергерою — Джеймсу Бонду, пришлось спасаться уже дважды! Вначале с тонущего корабля, а затем выпрыгивать из спасательной шлюпки, чтобы не угодить под «гильотину» судовых винтов!

Видимо, господь всё же отметил редкую уникальность опытной круизной стюардессы, наконец, позволив ей без череды дальнейших злоключений выработать 42-летний мореходный стаж и в 1950 году уйти живой и здоровой на заслуженную пенсию.

Огромный лайнер «Британник» — sister-ship «Титаника», что в смысловом переводе звучит, как «корабль-близнец», был рождён 26 февраля 1914 года. Место рождения — судоверфь в Белфасте и краткий срок жизни — около трёх лет… С момента открытия своей миссии судно успело сделать всего лишь пять рейсов по перевозке раненных. Шестой поход от Саутгемптона до Му́дроса (о. Ли́мнос) был прерван взрывом вражеской мины. Кораблю до места назначения оставалось преодолеть всего лишь 138 тёплых эгейских миль.

"Британник" на дне Эгейского моря
Впрочем, тогда существовали ещё две версии скорой гибели — торпеда, выпущенная германской субмариной (в полное нарушение международной конвенции) или шпионская диверсия внутри самого корабля, как следствие тайной транспортировки оружия в его трюмах.

Слава богу, что медики ещё не успели загрузить в лазаретные палаты 3300 раненных… Все совместные действия, предпринятые к спасению экипажа судна «Британник» почему-то называют самыми удачными в реестре морских трагедий… Тем не менее вполне правомерно предположить, что можно было избежать как минимум двух третей из общего количества смертей!

 Чарльз Бартлетт
Капитан лайнера Чарльз Альфред Бартлетт (Charles Alfred Bartlett), мужчина сорока восьми лет, пользовался уважением и слыл грамотным судоводителем. Он весьма неуклонно стремился к соответствию своих действий хорошей морской практике и, что называется, дул на холодную воду…

Однако все четыре судна, принявшие сигнал SOS, подобрали на тридцать человек меньше, чем значилось в судовой роли «Британника». В момент взрыва в носовых помещениях плавучего госпиталя сразу погибло девять членов экипажа. Ещё более двух десятков своих людей — медперсонала и матросов — зверски убил… капитан Бартлетт!

Смертоносные винты "Британника"
Да, как ни поразительно это звучит, но опытнейший и якобы весьма грамотный капитан угробил часть судового экипажа своим во многих отношениях неуёмно-бездарным командованием; недопустимо, если просто не сказать — преступно дилетантскими действиями! Изрубил на мелкие куски вращающимися винтами агонизирующего лайнера!

Самой первой и основополагающей ошибкой Чарльза Бартлетта стала его лёгкая «девичья» забывчивость. Он совсем выпустил из виду, что находится на войне! «Британник» выполнял уже свой шестой рейс тем же маршрутом — всё протекало мирно и расслабляюще.

Настолько расслабляюще, что когда общий ранний завтрак был прерван оглушительным сдвоенным взрывом (сдетонировала угольная пыль в бункере), ни капитану, ни ответственным за то лицам не пришла в голову логичная мысль позахлопывать «форточки» — задраить открытые для проветривания судовые иллюминаторы правого борта.

Горькие уроки четырёхлетней давности, вынесенные из шокировавшей всех гибели «Титаника» не пропали даром! Его брат–близнец «Британник» имел повышенный уровень непотопляемости. Тем не менее, заполняющая судно вода достигла пятой переборки.
Для «Титаника» это было бы критично...

Если бы вода прорвалась в пятый гермоотсек корпуса, то угол дифферента и недостаточная высота водосдерживающих переборок не смогли бы противостоять дальнейшему проникновению жидкости в корпус до полного его затопления. Но модифицированный остов «Британника» был разделён значительно более высокими переборками и имел на один, семнадцатый отсек, больше.

Переборка с гермодверью
Однако при взрыве пострадала дверь, ведущая в шестое — машинное отделение. Но даже это ещё не могло погубить судно! Смертельную чашу весов перетянула такая мелочь, как всего лишь… по-бабьи... преступно-глупо... настеж распахнутые иллюминаторы!

Капитан Бартлетт засуетился, желая сохранить своё начальственное реноме и подстраховать дальнейшую мореходную карьеру. Он решается выбросить судно на прибрежную отмель острова Кея, находившегося на удалении четырёх (!) километров к востоку.

Убедившись в самоубийственной глупости этого маневра, судоводитель, однако, не останавливает ни гигантские гребные винты, ни одновременную эвакуацию экипажа, спускавшего шлюпки на губительную поверхность моря.

Поперечный разрез "Титаника"
Далеко не уникальная мысль о выброске на мель была бы неплоха в применении к судну, движущемуся… задним ходом, то есть кормой вперёд! Для осмысления своих действий вовсе не требовались очень обширные мореходно-технические познания. Вполне достаточно всего-навсего иметь за плечами начальный курс физики в объёме средней школы.

Как максимум обладать понятием о третьем законе Ньютона (сила действия равна силе противодействия), чтобы не пытаться гнать судно вперёд, загребая его развороченной взрывом скулой убийственную массу морских вод.

Ведь совсем не требуется проведение практического эксперимента, дабы уяснить — в настоящем положении корпус огромного корабля будет абсолютно подобен тривиальному хозяйственному ведру, черпающему воду. 

С мощной силой противодействующего сопротивления, ударившая внутрь корпуса водная масса, круша переборки и выдавливая спасительный воздух, резко удвоила его дифферент на нос, оголив вращающиеся гребные винты… Стала очевидна суетная глупость предпринятой капитаном попытки. «Британнику» потребовалось втрое меньше времени, чем его среднему брату «Титанику» в холодной Атлантике, чтобы навсегда исчезнуть с поверхности водного ландшафта.

Для двух спасательных шлюпок с людьми, уже спущенных за борт, эти молотящие воздух винты стали страшной разящей гильотиной. Лодки, не сумевшие вырваться из границ притяжения корабельной махины, как из чёрной дыры — были просто затянуты под винты мощными водными потоками и изрублены на мелкие дощечки!

Нелепейшая смерть двадцати одного человека лежит полностью на грешной душе бравого капитана судна Чарльза Бартлетта! Свидетели рассказывали, что жуткое зрелище разбрасываемых винтами человеческих конечностей было шокирующим! Оно, вероятно, настолько впечатлило «мудрого» судоводителя, что тот, наконец-то, отдал приказ остановить судовые машины. Кстати говоря, это спасло от такой же неминуемой гибели третью шлюпку, готовую вот-вот разделить участь двух предыдущих.

А ведь всех этих ужасов можно было избежать или значительно убавить их смертный счёт. Достаточно при спуске судна со стапеля на воду освятить его, мирно следуя нормальным, несуетным — христианским и морским традициям.

Увы, судовладельцы компании White Star line предпочли, по непонятному чиновничьему недомыслию, стать в позу воинствующих атеистов, отказавшись от освящения судового борта. Это в определённой степени и повлекло страшную расплату! Хозяева судна отделались потерей денег… невинные люди заплатили своими жизнями!